Статьи‎ > ‎

Русскоговорящие "дети обочин" в Израиле

Отправлено 4 мая 2011 г., 22:34 пользователем Неизвестный пользователь   [ обновлено 4 мая 2011 г., 22:37 ]

Можно считать , что массовая репатриация из бывшего СССР закончилась. Прошло уже 20 лет с момента ее начала, но проблемы, к сожалению, продолжаются. Теперь они перенеслись на молодое поколение. На тех, кто был привезён в Израиль еще ребёнком. Даже очень способные русскоговорящие дети, по разным причинам бросают школу. Об этом свидетельствуют результаты исследования центрального статистического бюро. Только 27% учащихся, выходцев из СССР, получают аттестат зрелости. По данным Министерства Образования «русскоговорящие» в два раза чаще, чем сабры прогуливают школу. Если быть точным, то исходя из исследования д-ра Риты Себер, 46% подростков выходцев из СССР регулярно прогуливают школу. Давайте попробуем разобраться в причинах этого печального явления.

Одна из причин нежелания посещать школу это пренебрежительное отношение , а порой и откровенное издевательство со стороны сабр. Часты случаи, когда сабры не хотят сидеть радом с русскими, не хотят есть с ними за одним столом. Нередко звучат оскорбления : «вонючий русский, гой, свиноед». «Русскоговорящие» платят в ответ тем же, затаив при этом обиду на долгие годы. Окружение детей становится «русским», отсутствует какой-либо источник получения информации о Израильской культуре, не читаются книги на иврите и не обогащается язык. Также нет возможности получить подобные знания из своих семей, потому что родители сами находятся в подобном положении. Не редки случаи, когда родители сами выражали злость и обиду на Израиль, тем самым настраивая детей против Израильского общества.

Незнание языка на подобающем уровне, значительно затрудняет понимание гуманитарных предметов. Непонимание приводит к нежеланию посещать эти предметы, что, в свою очередь, приводит к низкой успеваемости, отставании в учебе, к невозможности получить аттестат. Более того, требования по учебе к этим подросткам со стороны школы, такое же как к израильтянам родившимся в Израиле. Часто бывают случаи когда путают незнания языка на должном уровне с нарушением процесса обучения (дислекция, дисграфия, дискалькулия, гиперактивность, расстройства внимания и концентрации).

             Больше 30% репатриантов из бывшего СССР не считаются евреями по Галахе. Таким детям приходится скрывать это, стесняясь говорить правду, чувствовать себя виноватыми за то, что они не евреи. Слово “гой” для них связано с чем-то плохим, является ругательством, по своей сути. Многие подростки в целях защитить себя, демонстрируют свой протест, одевая крестики, публично празднуют христианские праздники. Закон о возвращении даёт право стать гражданином Израиля тем, кто не является евреем по Галахе. Все это знают. Но почему же общество так раздражается по этому поводу?

Вот итоги исследованию, которое я провел в нескольких школах среди «русскоговорящих» детей, которые родились в Израиле или приехали в юном возрасте: На вопрос: «Кем ты себя считаешь? - Русским, израильтянином или евреем», более 70% ответили, что считают себя русскими и не хотели бы иметь ничего общего с израильтянами. Некоторые из них затруднялись ответить на этот вопрос. Это показывает, что подростки запутались и не определились в своей принадлежности к какому-либо народу. Не впитали русскую культуру и оттолкнули израильскую (русский забыли, а иврит не выучили). Такие подростки называются «детьми обочин» и среди них довольно велик процент преступности, наркомании. Отсутствие интересов, цели и мечты. Бессмысленность существования, скука и пустота. Это говорит о отсутствии здоровой духовности и духовных ориентиров. В отличии от еврейских детей, которые впитывают духовность пришедшую из глубины веков, русскоговорящие дети, потеряли свои исторические корни, а новые не нашли. Не имея твердой почвы под ногами, они ориентируются на ложные ценности улиц. Жизнь их движется инстинктами и сиюминутными потребностями.

Подобное состояние в психологии называется “аномия” — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. „Самоубийство“, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Дело, которым я занимаюсь - это тушение пожара. Результаты неудачной абсорбции и воспитания непросто исправить. Я пытаюсь восполнить упущенное, избавить от обид, привить любовь к Израилю, мотивировать к учебе, самоопределиться. В большинстве случаев вся работа сводится к беседам с подростками. На что-то большее просто нет средств. Родители не могут оказать в этом существенной помощи. Наоборот, родители сами часто обращаются за помощью. Жалуются ,что не в состоянии повлиять на подростка, заставить его учиться и не прогуливать школу, они совершенно бессильны и не имеют никакого контроля над детьми. Многие родители сами нуждаются в помощи, живут за чертой бедности, матери одиночки, алкоголики. Более того, у родителей существуют стереотипы по отношению к структурам власти и они редко обращаются за помощью. Часть из них не достаточно информирована о льготах, полагающихся им по закону. Группы, которые я провожу, не пользуются большим успехом. Интересующие подобных подростков темы - это криминал, наркотики и секс. Попытка проводить профилактическую работу или передавать в группах что- либо познавательное, проходит с трудом. Группа распадается потому, что подросткам скучно и не интересно. Очень не просто их чем-то заинтересовать. У подростков нет целей в жизни, они не знают, кем они хотят быть, к чему они хотят стремиться. Они не понимают, для чего им нужна школа, не знают для чего им вообще нужно обучение и развитие. Поэтому подобный процесс воспитания нужно начинать с раннего возраста. Для того , чтобы избежать подобное явление и перестать тушить пожары.

Для русско-говорящих подростков и родителей в целях ассимиляции и интеграции, необходимы отдельные центры, похожие на реабилитации и абилитации. Где им ненасильственно будут прививать любовь к земле, которая их кормит. Поддержка и помощь в учебе, изучение и обогащение языка, индивидуальная и групповая терапия, созидательное заполнение свободного времени в целях выявления талантов и способностей, помощь в прохождении гиюра для детей и родителей не являющимися евреями по Галахе. Консультации и инструкции родителям в воспитании детей и интеграции в Израильском обществе. Тренинги и семинары, помощь и сопровождение, в преодолении проблем. Создание центров реабилитации по неправильной абсорбции-это огромный и, на мой взгляд, государственный проект. К слову сказать, такая же программа абсорбции в своё время провалилась, когда завозили иммигрантов из Северной Африки. Ее последствия до сих пор видны в южных районах страны и в самих южных районах Тель-Авива.

Необходим отдельный департамент в правительстве, либо отделение при муниципалитете, со своим бюджетом, для подобной деятельности. Невозможно обойтись полумерами, основываясь на принципе "Время лучший лекарь" в этом не простом вопросе ассимиляции части еврейского народа, долго жившего в рассеяние! Исторически эта ситуация очень напоминает конфликт между евреями вернувшимися из вавилонского плена и жителями Самарии. Иностранцы, впитавшие веру Израиля, тоже были отвергаемы верующими евреями. Тут ситуация несколько иная. Израиль позвал и вернул на историческую родину более миллиона человек. Это шестая часть населения государства. Если не выстроить систему адаптации и ресоциализации наших сограждан, то эта проблема может растянуться на долгие десятилетия. Тут на лицо системная ошибка в интеграции части народа на Родине. И решить эту проблему можно только при комплексном, пошаговом подходе, начиная с дошкольного возраста. Используя полученный за 20 лет опыт, учитывая ошибки и достижения, подходя к реинтеграции, как к процессу реабилитации и восстановления духовных основ на базе истории еврейского народа, можно достичь положительных результатов.

Владислав Богуславский.

Социальный педагог, координатор по предотвращению насилия, употреблению П.А.В. среди подростков при Городском Управлении Образования. Консультант-инструктор в молодежном центре для подростков из группы риска при некоммерческой организации "Елем".

Comments